Математические раскраски
Математические раскраски для детей
Раскраски для девочек
Раскраски для мальчиков
Раскраски скачать бесплатно
Математические раскраски с примерами
Раскраски для детей

Получать новые раскраски

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Сборники раскрасок

Понравились ли Вам?

Сборники: "Самые проблемные темы русского языка 1-2 класс", "Самые проблемные темы русского языка 3 класс"
 
-ЦА, -ТСЯ, -ТЬСЯ на конце слова E-mail
05.01.2013 10:12

Тема эта очень интересная, и легко воспринимается даже младшими школьниками с ЗПР (задержкой психического развития). Правила могут выводить сами дети! На прочное усвоение темы уходит, в среднем, 2-3 урока.

 

ПРАВИЛО:

У существительных на конце пишется только -ЦА !!!

 

К глаголу задавай вопрос:

если «Что делает?» - пишем -ТСЯ,

если «Что делать?» - пишем -ТЬСЯ !!!

 

 

Варианты заданий:

* Вставь пропущенные концовки в слова.

* Исправь ошибки (Лёвы, бабки Ёжки и т.п.)

* Всевозможные «хитрые и коварные» диктанты.

 

ВНИМАНИЕ!!! Все упражнения я пишу здесь в том виде, в котором сама предлагаю их ребятам  То есть с многочисленными пропусками орфограмм и ловушками!!!

 

1. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки.

Он (в) берлоге спит зимой

Под б…л…шущею с…сной,

А когда придет в…сна,

Просыпае [ца] (от) сна.

 

Для родителей: круглые и квадратные скобки пишутся карандашом, чтобы ребенок мог их стереть. Круглыми скобками выделяются предлоги или приставки. Квадратные обозначают звуки.

 

2. Внимание: ЛОВУШКИ!!! (Здесь пропущены буквы, запятые, даны лишние пропуски!!! Для выполнения задания нужно использовать много правил!!!)

Бедный ёж…к – даже спин…ку не поч…сат… . Хотел бы ё… пуш…стым быт…, но вед… съедят…!

И ёж…к съеж…вае [ца ], скукож…вае[ца ]. Л…си[ца ] ла…кой его (по)к…тает… и бросит… . Вол… носом толкнет… (у)колет… нос, фыркнет… и (у)б…ж…т. М…две… губы (с)весит… (об)даст жаром пасти (по)сопит… и (у)косолапит… .

И хоче[ца ] съест…, да коле[ца ]!

 

(Бедный ёжик – даже спинку не почесать. Хотел бы ёж пушистым быть, но ведь съедят!

И ёжик съеживается, скукоживается. Лисица лапкой его покатает и бросит. Волк носом толкнет, уколет нос, фыркнет и убежит. Медведь губы свесит, обдаст жаром пасти, посопит и укосолапит.

И хочется съесть, да колется!)

 

3. Будь внимателен!!! Не попадись!!! (В первом и третьем абзацах ребенку нужно вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. А во втором абзаце – найти и исправить все ошибки).

Три брата не м_гли ябл_ко разд_лит _. Не дели[ца ] одно ябл_ко на тр_их. Крутят_ _ни ябл_ко и так, и сяк. Оно крути[ца ], дразни[ца ], красным б_ч_ком поворачивае[ца ].

Хатели братцы фрукть по очереди кусат. Один откусить, потом другой. Стали разбиратся, кому первому кусат, кому по следнему. По следним быт никто не соглашаеца.

Вот им с_стра и говори_: «Раз вы такие жадные да неуступчив___, (с)в_рите компо_. Компо_ ло_ками ле_ко разд_лит_».

 

(Три брата не могли яблоко разделить. Не делится одно яблоко на троих. Крутят они яблоко и так, и сяк. Оно крутится, дразнится, красным бочком поворачивается.

Хотели братцы фрукт по очереди кусать. Один откусит, потом другой. Стали разбираться, кому первому кусать, кому последнему. Последним быть никто не соглашается.

Вот им сестра и говорит: «Раз вы такие жадные да неуступчивые, сварите компот. Компот ложками легко разделить». )

 

4. Осторожно: здесь много капканчиков!!!

П_ту_ки расп_туш_лис_,

Но подра[ца ] не реш_лис_:

Если очен_ п_туш_[ца ],

Можно пёрыше_ лиш_[ца ].

Если пёрыше_ лиш_[ца ],

Нечем будет п_туш_[ца ].

 

(Петушки распетушились,

Но подраться не решились:

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.)

 

5. Репей

(У) д_роги встал_ репей,

Ищет он себе друзе_.

Он за всех цепляе[ца ],

(С) дружбой (на)бивае[ца ].

(С) дружбой не в_зет ему.

Ты не знаешь, почему (!?.)

 

(У дороги встал репей,

Ищет он себе друзей.

Он за всех цепляется,

С дружбой набивается.

С дружбой не везет ему.

Ты не знаешь, почему?)

 

6. Из Джанни Родари – Планета Новогодних Ёлок.

Об_являем всем, всем, всем!

Отныне запр_щено с_рди_____]!

Наруш_телям за_тра (в)су_ яви____!

 

(Объявляем всем, всем, всем!

Отныне запрещено сердиться!

Нарушителям завтра в суд явиться!)

 

 

7. Сережа и гвозди.

Сотрясае_____ весь дом:

Б_ет (с/С)ережа м_ло_ком.

(По)кр_снев (от)злости,

(За)б_вает гвозди.

Гвозди гну[ца ],

Гвозди мну[ца ],

Гвозди извиваю[ца ],

(Над) Сережею _ни

Просто издеваю[ца ],

(В)стенку не вбиваю[ца ].

Х_р_шо, [ш]то руки целы!

Нет, совсем другое дело –

Гвозди (в)землю (за)б_ват_!

Тук – и шля_ки не в_дат_.

Не гну[ца ],

Не л_маю[ца ],

Обратно вынимаю[ца ].

 

(Сотрясается весь дом:

Бьет Сережа молотком.

Покраснев от злости,

Забивает гвозди.

Гвозди гнутся,

Гвозди мнутся,

Гвозди извиваются,

Над Сережею они просто издеваются,

В стенку не вбиваются.

Хорошо, что руки целы!

Нет, совсем другое дело –

Гвозди в землю забивать!

Тук – и шляпки не видать.

Не гнутся,

Не ломаются,

Обратно вынимаются.)

 

 

8. Г_л_леди[ца ]

Не иде[ца ] и не еде[ца ],

Потому [ш]то г_л_леди[ца ].

Но зато

Прекрасно падае[ца ]!

Почему ж никто

Не радуе[ца ]?

 

( Гололедица

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Прекрасно падается!

Почему ж никто

Не радуется?)

 

 

9. Выбери любые глаголы, составь и запиши с ними три предложения:

радую[ца ], разувае[ца ], слушае[ца ], умывае[ца ], фотографирую[ца ], смея[ца ]

 

 

«Хитрые диктанты».

10. Запиши слова в табличку (подборку слов смотрите в конце темы):

а)

-ца

-тся

 

 

б)

-ца

-ться

 

 

в)

-тся

-ться

 

 

г)

-ца

-тся

-ться

 

 

 

д)

-тся

-ть

-ться

 

 

 

Запиши слова под диктовку в два столбика: читает, слушают, умываться, едет, гулять, купаются, танцевать, рисовать, рисует, пугаться, прячется …

 

11. Запиши под диктовку. Не попадись в ловушки!!!

а) Очень хочется мне шить, да не получается. Стул хотел я смастерить, только он качается. А мама говорит: «Кто старается, у того получается. А если не стараться, не будет и получаться!»

б) Нашей кошке Мурке всегда хочется проказничать. То заберется на шкаф и свалится мне на голову, то вздумается ей носиться по комнате, то спрячется под диван.

в) Сестрица Аленушка, можно мне напиться из копытца?

г) Она сидела у колодца. Она боялась уколоться!

д) Внутри меня водица. Ну что с таким водиться?

е) Три братца пошли купаться. Два братца купаются, а третий…

(Ребята придумывают действие, которое совершает третий братец, и записывают его. Например: умывается, развлекается, забавляется…).

 

12. Подборка слов к диктантам и заданиям:

красавица,

пуговица,

улица,

умница,

нет блюдца,

вижу зайца,

лиственница,

птица,

тигрица,

мельница,

у крыльца,

два кольца

курица,

девица,

учительница,

мыльница,

у копытца,

черепица,

куница,

пшеница,

ученица,

овца,

певица,

пятница,

сестрица

смеется,

просыпается,

встречаются,

вытирается,

борется,

купаются,

несется,

одевается,

обувается,

 

мыться,

кататься,

смеяться,

просыпаться,

колоться,

качаться,

одеваться,

обуваться,

выспаться,

разговориться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вымы[ца ], останови[ца ], отваливае[ца ], оказывае[ца ], оборачивае[ца ], крути[ца ], защищаю[ца ], полома[ца ], грее[ца ], превращае[ца ], запачкае[ца ], пугаю[ца ], сердя[ца ], ломаю[ца ], отправля[ца ], горди[ца ]…

 

 

Пусть Ваши ребята учатся с удовольствием!!!!!

 

Дети составляют раскраски

Тимофей Девяткин, город Санкт-Петербург, школа 331, класс 2 "А".

Математические раскраски, раскраски для детей, раскраски для девочек, раскраски для мальчиков